Приветствую Вас Гость | Регистрация | RSS | Вход

MENU

Советский период

Революционный Нижний

После Февральской революции обстановка в городе начала накаляться. В сентябре 1917 года готовились выборы в городскую думу. В июне стало известно, что в избирательные списки не было включено население фабричных посёлков — Молитовки, завода «Фельзер» и «Новая Этна». 14 июня рабочие вышли на демонстрацию с требованием избирательных прав. Дума вынуждена была пойти на уступки, включив эти посёлки в Канавинский избирательный округ.

На сентябрьских выборах одержал победу В. Г. Ганчель, представитель партии эсеров.

После Октябрьской революции Советская власть в городе установилась уже осенью 1917 года. В 1919 году Кунавино и Сормово получили статус городов. В оборот вместо названия «Кунавино» постепенно вошло «Канавино».

Индустриализация

В 1929 году города Сормово и Канавино были упразднены, а их территория вместе с некоторыми сёлами включена в состав Большого Нижнего Новгорода, который стал делиться на районы.

В этом же году было отменено старое административное деление страны на губернии. Нижегородская губерния упраздняется. Нижний Новгород стал центром Нижегородского края (с 1932 года и до упразднения — Горьковского края).

7 октября 1932 года, указом ВЦИК и постановлением президиума крайисполкома, город переименован в Горький в связи с 40-летием литературной и общественной деятельности писателя Максима Горького.

В 1933 году Горьковский край разукрупняется; Горький остался центром Горьковской области.

В этом же году город наконец получил надёжное сообщение между правым и левым берегами Оки: появился первый постоянный мост. Появился, также, железнодорожный мост через Волгу, по которому прошла железная дорога на Вятку, благодаря чему стало возможным попасть через Горький на Урал и в Сибирь.

30-е годы XX века — время бурного роста промышленности в Нижнем Новгороде-Горьком. В 1932 году начал работать крупнейшее промышленное предприятие Горьковский автомобильный завод, который являлся важным объектом оборонной промышленности в тяжёлые годы Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война

На территории города и области было сформировано 56 воинских частей и соединений. В ноябре 1941 года в городе, кроме того, сформированы 72 отряда народного ополчения (34 568 человек), которые участвовали в битве под Москвой. На фронтах Великой Отечественной войны сражались 822 тысячи горьковчан — каждый четвертый житель области. Из них более 350 тысяч человек не вернулись с полей сражений — погибли, пропали без вести или умерли от ран в госпиталях. Из морских походов не вернулись 130 подводников. За боевые подвиги высшей награды — Золотой Звезды Героя были удостоены 316 нижегородцев.

В ноябре 1941 года началось формирование Горьковского района ПВО. Первые авианалёты совершены днём 4 ноября и на следующую ночь. В 1942 году старший лейтенант Петр Иванович Шавурин 722-го иап ПВО совершает 2 успешных тарана, став единственным советским летчиком, имеющим безусловное подтверждение двух «таранных» побед. В июне 1943 года на город было совершено три крупных налёта, основной целью был автозавод им. Молотова. На город была сброшена 1631 фугасная бомба и 33 934 зажигательных, из них на автозавод — соответственно 1095 и 2493. На автозаводе было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений, более 9 тыс. конвейеров и транспортёров, 5900 единиц технологического оборудования, 8 тыс. моторов, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций, 14 тыс. комплектов электроаппаратуры и приборов. Погибло 254 жителя Автозаводского района и 28 бойцов ПВО, ранено 492 жителей и 27 бойцов. Завод фактически перестал существовать и был отстроен заново лишь к середине 1944 года. Всего за время войны вражеские бомбардировщики совершили 43 налёта на Горький, из них 26 налётов ночью.

Во время войны в Горьком были созданы эвакопункт и эвакобаза (в речном порту) для обслуживания и распределения потока эвакуируемых. В десятках госпиталей за годы войны прошли лечение более 500 тыс. раненых воинов.

Город был важным центром производства вооружений. Каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвертая артиллерийская установка были изготовлены на предприятиях города.

За военные годы горьковчане дали фронту 38 тысяч танковсамоходных артиллерийских установокбронемашин, 43 тысячи минометов, 16 тысяч самолетов, 22 подводные лодки, 109 тысяч автомашин, более 85 тысяч радиостанций, а также 101 тысячу артиллерийских орудий и 1165 «Катюш».

В память о трудовых подвигах к 30-летию победы у стен кремля был открыт Мемориал «Горьковчане — фронту».

Послевоенные годы

В 1946 году с конвейера Горьковского автозавода вышла легковая машина ГАЗ-М-20 «Победа» и грузовой автомобиль ГАЗ-51.

В 1947 году в городе открывается троллейбусное сообщение. В 1949 году завершается строительство Чкаловской лестницы.

7 октября 1949 года происходит крупная катастрофа пассажирского речного судна «финляндец» № 6, осуществлявшего рейс Горький - Бор.

В апреле 1951 года началось строительство Горьковской ГЭС. Первая турбина станции поставлена под нагрузку 2 ноября 1955 года.

В 1957 году завод «Красное Сормово» выпускает скоростное судно на подводных крыльях «Ракета-1» (главный конструктор Р. Е. Алексеев).

Первый любительский телецентр, размещавшийся в клубе имени Фрунзе, начал работу в 1953 году. Строительство Горьковского государственного телецентра завершено осенью 1957 года.

Закрытый город Горький

Расположенные в городе оборонные предприятия (Красное Сормовоавиационный завод) привлекали внимание иностранных спецслужб. Как пишет А. В. Осипов в книге «Из истории Нижегородских спецслужб», «в 1956 году Горький посетили 78 иностранцев из капиталистических стран, в их числе находились 22 установленных разведчика. А в 1957 году — уже 245 иностранцев из капиталистических стран, в том числе 26 официальных разведчиков из состава дипломатического корпуса.»[28]Это послужило причиной закрытия города: 4 августа 1959 года вышло постановление Совета Министров СССР «О закрытии города Горького для посещения иностранцами».

18 января 1970 года на заводе «Красное Сормово» произошла радиационная авария. При строительстве атомной подводной лодки К-320 проекта 670 «Скат»произошёл несанкционированный запуск реактора.

2 декабря 1970 года указом Президиума Верховного Совета СССР город Горький был награждён Орденом Ленина. Это нашло отражение в современном гербе города — гербовый щит с традиционным оленем обрамлён орденской лентой Ордена Ленина.

В 1985 году в городе открывается метрополитен.